спасение
В каждой религии существует понятие спасения. Обычно имеется в виду некоторое измененное или улучшенное состояние бытия в этой жизни или какое-то новое существование после смерти. Как мы уже знаем, каждая религия называет «спасение» по-своему:
- даосизм зовет это балансом – инь-ян;
- буддисты именуют нирваной;
- индусы – мокша;
- ислам говорит о рае.
Независимо от того, как бы другие религии ни называли это или описывали свой опыт достижения этого, они все идут одной дорогой к их собственному понятию спасения. Во всех религиях, кроме христианства, спасение достигается какими-то человеческими усилиями. Например:
- для достижения спасения буддизм проповедует медитацию, знание, самоотречение;
- ислам требует, чтобы его последователи придерживались 5 духовных правил, если они желают достигнуть рая.
Это только два примера, но и все другие религии (кроме христианства) требуют соблюдения морального или религиозного закона в каком-либо виде, чтобы стать достойными и быть угодными высшей силе и, таким образом, спасенными.
Основная предпосылка всегда одинакова: человечество порочно и обречено на смерть. Бог или высшая власть/сила дают знание и способ улучшить это порочное состояние и в конечном счете каким-то образом избежать смерти. Это знание и способ передаются религиозными лидерами, которые преподают и поддерживают духовную дисциплину для того, чтобы быть «спасенными» в конечном итоге. Если человек достаточно упорно трудится, хорошо учится, усердно соблюдает религиозные обычаи и правила – его ожидает вознаграждение: спасение.
На протяжении всей истории человечества большинство главных мировых религий давали именно такую общую схему достижения спасения; отличаются только имена и обычаи. Преставление и подход христианства к проблеме спасения абсолютно иные.
Христианство и спасение
Христианство начинается с той же самой предпосылки относительно общего состояния человечества.
Проблема
Христианство начинается с той же самой предпосылки относительно общего состояния человечества. Люди порочны, обречены на моральную погибель, физическое страдание и смерть. Библия, которая показывает взгляд христианства на проблему спасения человека, учит, что причина этого состояния – греховность человечества. Апостол Павел подытоживает эту мысль в его Послании к римлянам, когда он говорит:
«...потому что все согрешили и лишены славы Божией»
- Рим 3:23
И затем он определяет последствие этой греховности:
«Ибо возмездие за грех – смерть»
- Рим 6:23
В другом послании Апостол Иоанн описывает, что такое грех:
«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие»
- 1 Ин 3:4
В книге Исайя ветхозаветный пророк объясняет более подробно, как грех влияет на нас и почему он приводит к смерти:
«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас»
- Ис 59:2
Итак, если подытожить эти несколько строк о грехе и его последствиях, мы могли бы сказать, что:
- грех – это неповиновение воле Бога;
- все когда-либо грешат;
- это неповиновение отделяет нас от Бога;
- это разделение в конечном счете приводит к нашей физической смерти так же, как и к нашему духовному страданию, потому что наш дух не может быть спокойным или испытывать радость, если он отделен от Божьего Духа, по образу которого он был первоначально создан (Быт 1:26).
Позвольте я приведу вам визуальный пример этого явления. Например, растение. Скажем, растение и его основной стебель – это Бог, а листья – люди. Пока листья связаны с растением, они живы и со временем на них появится еще больше листьев и цветов, и т. д. Но если бы я отделил этот лист от стебля – что случилось бы? Он выглядел бы так же, был бы того же самого цвета, даже сохранял бы свежесть до определенного момента. Однако через некоторое время он бы высох и умер. Этот лист стал бы коричневым и, в конечном счете, превратился бы в пыль, которая уже никогда не оживет. Однако само растение и его листья продолжали бы жить и цвести.
Это не идеальный пример, но он действительно демонстрирует процесс, который является результатом человеческой греховности и потребности во спасении (или избавлении). Мы рождаемся безгрешными и едиными с Богом, который создает нас и придает силы для физической и духовной жизни. В конечном счете мы грешим. Мы не повинуемся Его заповедям и законам относительно морального и духовного поведения. Делая это, мы отделяем себя от Него, обрекаем на дальнейшее моральное разложение, физическую смерть и духовное отделение от Бога после смерти.
Проблема здесь состоит в том, что, как только мы отлучены от Бога, у нас больше нет возможности вернуться к Нему и, таким образом, мы обречены. Точно так же, как мертвый лист не может снова прикрепиться к растению. В этом состоит существенное различие между христианством и всеми другими религиями. Другие религии верят и учат, что люди в состоянии снова прийти к Богу через какое-либо человеческое усилие. Например:
- благодаря получению религиозных знаний и проникновению в их суть;
- путем практики религиозных дисциплин, таких как богослужение, медитация, секретные ритуалы, паломничества, и т. д.;
- некоторые даже пытаются достигнуть этого, полностью отказываясь от утоления инстинктивных человеческих потребностей или ограничивая себя в пище и т. д.
Несмотря на различия культур, традиций или религий, способ остается одинаковым – это попытка воссоединиться с Богом посредством человеческого усилия, чтобы избежать страдания, смерти и отделения души от ее естественного места рядом с Богом.
Христианство уникально тем, что спасение души человека основывается на действиях Бога, а не человеческом усилии.
Решение проблемы
Ответить на вопрос, как именно Бог спасает или избавляет нас от смерти, на которую мы обречены из-за наших грехов и отлучения от Него, мы попробуем с помощью Библии. Вот как это происходит:
1. Бог искупает наш моральный долг перед Ним
Каждый грех, совершенный нами, и каждый закон, который мы нарушаем, создает моральный долг, в котором мы находимся перед Богом. Мы знаем, что виновны, поэтому моральный долг является причиной нашей вины, стыда и страха перед смертью и судом. Мы не можем возместить этот моральный долг, потому что греховны и не можем вести безгрешную идеальную жизнь, которая потребовалась бы для того, чтобы искупить наше несовершенное и греховное бытие. Бог искупает наш моральный долг через Своего Сына Иисуса Христа – именно таким образом Бог «спасает» нас. Вот как Апостол Павел объясняет это:
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение»
- Рим 5:6-11
Этот отрывок объясняет и указывает на определенные особенности христианства.
Почему Бог принял человеческое обличие Иисуса Христа? Только безупречная жизнь могла искупить моральный долг человека, и только Бог в человеческом обличии мог осуществить эту безупречную жизнь.
Почему Иисус должен был умереть, чтобы искупить моральный долг человека? Смерть требовалась потому, что, согласно Божьим духовным законам, человеческая греховность могла быть искуплена только смертью. Как пишет автор послания к евреям:
«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения»
- Евр 9:22
Безупречная жизнь должна была восполнить нашу несовершенную жизнь, разрушенную грехом. Бог принимает человеческое обличие Иисуса Христа и приносит эту невинную и безупречную жизнь в жертву, чтобы заплатить моральный долг греха всего человечества.
Как жертва одного человека может заплатить за грехи всех? Если бы Иисус был просто человеком, хорошим и святым человеком, жертва, принесенная им, могла бы искупить его грехи или грехи другого человека. Один человек платит за одного человека. Но так как Иисус – Бог, цена Его жизни и Его жертвы иная. Так как Он является Богом, Его Божественная жизнь, принесенная в жертву, может искупить грехи всего человечества.
«Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,»
- 1 Пет 3:18
Какова была роль еврейского народа? Бог выбрал одного человека, Авраама, который дал начало особенному народу. Он дал им их религию, страну, законы, сформировал их культуру и историю (читайте об этом процессе в Ветхом Завете). Это было сделано для того, чтобы обеспечить религиозную, культурную и историческую почву для появления Его в обличии Иисуса Христа. Он должен был пожертвовать Своей жизнью ради искупления грехов человечества, и еврейский народ был посредником в процессе Его человеческого появления, а также был первым народом, которому было предложено спасение.
Какова роль Библии? Библия – это богодухновенное изложение Божьего плана спасения человечества через Иисуса Христа. Она ведет повествование от начала мира, но потом сосредотачивается на формировании иудейского народа и продолжает рассказывать его историю до появления Иисуса. Затем следуют рассказы очевидцев Его смерти, захоронения и воскрешения. Заканчивается она историей формирования Его церкви и распространения христианства в 1-м столетии. Однако главная тема Библии – спасение человечества через жертвенную смерть Иисуса Христа. В разговоре со своим верным и любимым учеником апостол Павел так подытоживает эту идею:
«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса»
- 2 Тим 3:15
Итак, христианство предлагает уникальный способ спасения от последствий человеческой слабости и морального падения. Нечеловеческим усилием и практикой религиозных обрядов или попытками достигнуть морального совершенства, но Бог приносит Себя в жертву через Своего Сына Иисуса Христа в качестве платы за грехи мира. В христианстве Бог спасает нас от смерти, отделения и осуждения, потому что мы сами не в силах сделать это. Нельзя сказать, что люди совсем не участвуют в спасении. Мы все же кое-что отдаем Богу, но то единственное, что мы действительно должны Ему отдать, – это наша вера.
Это приводит нас ко второму важному Библейскому постулату касательно спасения.
2. Спасение дается человеку благодаря его вере, а не человеческому усилию.
В христианстве Бог делает то, что невозможно человеку, – искупает моральный долг за грех, и человек делает то, что ему под силу, – он верит в Бога. Это и есть суть спасения. Бог дает человеку спасение от смерти и отлучения, причина которых — грех, а человек верит и доверяет Богу, чтобы получить спасение, дарованное Им. Библия так описывает это великое примирение:
«Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа»
- Рим 5:1
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»
- Ин 3:16
Возвратимся к примеру «отделения» листа от растения, к которому я обращался ранее в уроке. В христианстве – это как будто Бог берет отрезанную ветвь и снова прикрепляет ее к Себе. Люди часто делают так с растениями и поврежденными деревьями, это называется прививание. Они вырезают клин в стволе и снова прикрепляют отрезанную ветвь, оборачивают ее чем-либо, и она держится в этом месте. Таким же образом Бог прививает нас назад к Себе, и вера – это то, что держит нас, если можно так выразиться. Это ключевая доктрина христианства – спасение благодатью Божьей через веру. Другими словами, по своей доброте (милости) Господь предлагает нам избавление (спасение), основанное на нашей вере в Иисуса Христа, а не на личном совершенстве или человеческом усилии. Апостол Павел описывает это так:
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия»
- Рим 3:21-22
Конечно, есть много других аспектов и деталей христианской религии, о которых я не упомянул сегодня и буду обсуждать в наших следующих двух уроках, но проблема спасения и ее решение, данное Богом и полученное человеком, являются основным учением Библии и христианства.
Теперь появляются вопросы, которые естественным образом возникают из этого учения и того, что большинство из нас уже знает о христианстве.
Что такое вера и чему мы все-таки должны верить? Вера, согласно простому определению, – это принятие чего-либо как истины. В христианстве мы считаем истинным то, что Иисус Христос – сын Бога. Однажды усомнившись, Петр, один из апостолов, продемонстрировал сущность христианской веры, когда сказал:
«Ты – Христос, Сын Бога Живого»
- Мф 16:16
Существует много других элементов и учений христианской веры, которые нам нужно знать и понимать, однако в ракурсе понимания спасения самое главное – это вера в Иисуса Христа. Конечно, эта вера включает и веру в то, что Его смерть платит за наши грехи, а наша вера в Него помогает нам быть угодными Богу.
А как же раскаяние и крещение? В Библии вера почти всегда сопровождается понятиями раскаяния и крещения. Раскаяние означает изменение взглядов. Переход из неверия и греха к вере и желанию угождать и повиноваться Богу. Английское слово «крещение» (baptism) происходит от греческого слова, что означает опускать или погружаться в воду. В Библии те, кто верил в Иисуса, выражали свою веру через раскаяние и крещение.
Например, когда Апостол Петр проповедовал о смерти и воскрешении Иисуса, он призывал людей верить, а когда они его спросили, как именно они должны выразить свою веру, он сказал:
«...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов»
- Деян 2:38
В другом отрывке Павел пишет о том, что сказал ему перед крещением человек по имени Анания:
«Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»
- Деян 22:16
Итак, Бог дарует нам спасение, принося жизнь Иисуса Христа в жертву. Мы признаем эту жертву ради искупления наших грехов, веруя, что Иисус – Сын Бога. И мы выражаем эту веру, согласно Божьей заповеди, в раскаянии и крещении.
Кто может стать христианином и когда человек может креститься? Иисус отвечает на этот вопрос во время разговора со Своими учениками:
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет»
- Мк 16:15-16
Сам Иисус говорит о том, что Благая весть о спасении – для всех. Каждый, кто верит и будет крещен, наследует спасение – без исключений, основанных на цвете кожи, расе, образовании, половых признаках или социальном положении. Однако Он также ясно дает понять, что у тех, кто отказывается верить, нет никакого другого способа спастись. Это означает, что, когда мы обретаем веру, мы не должны смущаться выражать эту веру именно так, как того хочет Господь, – через раскаяние и крещение.
В заключение этого урока о спасении позвольте мне призвать вас верить в Иисуса и принимать только то спасение, которое дарует Он. Если Вы еще не выразили свою веру через раскаяние и крещение, тогда, пожалуйста, сделайте это как можно скорее.
Вопросы для обсуждения
- Какой самый распространенный взгляд на спасение среди основных религий и почему они пришли к такому заключению?
- Как вы думаете, почему многие люди не ощущают потерянности? Что может быть сделано, чтобы открыть им это?
- Как вы думаете, почему некоторые оставляют христианство, чтобы стать мусульманами, буддистами или индуистами?