Библия
Третий урок нашего курса «Христианство для начинающих» называется «Библия».
У большинства религий есть записи, священные книги, письмена или высказывания их лидеров. Источник истории и учений христианства – Библия. В нашем уроке мы исслeдуем три глaвных пoнятия о Библии, включая:
- ее содержание;
- ее историю;
- ее утверждение.
Содержание Библии и история
Очень трудно изучить содержание Библии, не затрагивая какую-то часть ее истории. Таким образом, мы рассмотрим их вместе, чтобы понять не только то, что содержится в Библии, но и то, как она была написана. История создания Библии как письменного свидетельства – это история общения Бога и человека.
Происхождение Библии
- Слово «Библия» происходит от греческого слова Biblia, что означает «книги».
- Полная Библия состоит из 66 книг (39/27).
Чтобы изучить происхождение Библии, мы должны начать с Ветхого Завета, или Ветхого Соглашения. Этот термин наиболее подходящий, потому что он помогает нам понять, что Библия – это детальное описание двух соглашений, или договоров, между Богом и человеком. Старого и нового, где новый сменяет старый (подобно арендному договору, куда вносятся определенные изменения, когда он возобновляется).
Происхождение Ветхого Завета
В ходе изучения Библии нам необходимо понять несколько особенностей Ветхого Завета. Он написан на иврите, который все еще используется сегодня в Израиле. Первым человеком, который фактически начал вести записи библейских событий и Божьих откровений, был Моисей (1500г. до н. э).
- Исход 24:1-4 – слова соглашения в Синае.
- Исход 34:27-28 – 10 заповедей.
Моисею приписывают написание и упорядочение первых 5 книг Библии (Пятикнижие). Иисус Навин 8:31. Иисус подтверждает это в Евангелии от Матфея 4:4.
Бог продолжил использовать человека в качестве средства для передачи Своих слов и после Моисея. Следующим автором после Моисея был Иисус Навин (Иисус Навин 24:26). Пророки записывали свои истории и пророчества после Иисуса Навина (Неемия. 8:18). Таким образом в течение 1500 лет приблизительно 28 авторов составили 39 книг Ветхого Завета. Малахия был последним автором (516 г. до н. э.). Больше ни один пророк ничего не писал до Иоанна Крестителя. Все эти книги были собраны и упорядочены в единое целое до 400 г. до н. э., и за 300 лет до рождества Христова у иудеев уже была полная Библия.
Организация Ветхого Завета
У иудеев был тот же самый Ветхий Завет, что и у нас, но они организовывали его немного по-другому. Они разделили Ветхий Завет на три главных секции:
- Закон: Книга Бытия – Второзаконие. Это была самая важная часть.
- Пророки: ранние пророки (Иисус Навин, Судьи, Самуил – отдельная книга написана каждым из них), поздние пророки (Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль и малые пророки (книга двенадцати) в одном томе).
- (Святые) Письмена: Поэзия, История (Иова, Псалмы, Притчи и т. д.; Эсфирь – Неемия; Даниил).
Они составили 24 книги вместо наших обычных 39 книг.
Сегодня у нас есть те же самые книги, но они разделены по-другому:
История Ветхого Завета
Конечно, количество книг и их структура не расскажут нам, о чем Ветхий Завет. Даже при том, что материал собирался и писался на протяжении полутора тысяч лет более чем 25 различными авторами, Ветхий Завет Библии рассказывает только одну единую историю – отношения Бога с человечеством и с определенной группой в частности. В Книге Бытия мы видим картину отношений мира и того, как окружающая среда, общество и люди достигли их теперешнего состояния.
- Разрушенный естественный мир.
- Дисфункциональное общество.
- Человек обречен на смерть.
В Книге Бытия мы также находим сведения о человеке по имени Авраам, которого выбрал Бог, чтобы сделать его главой нации, через которого Бог предложит спасение всему человечеству. Остальная часть книг Ветхого Завета описывает рост и развитие семьи этого человека от блуждающего племени до сильной и богатой нации под названием Израиль. Большинство книг Ветхого Завета содержит информацию об их войнах, завоеваниях, политике, религии, моральных устоях, поэзии и общей истории. Они также содержат пророчества (предсказания) будущих событий, которые случатся с их нацией, описание появления и деяний спасителя, первоначально обещанного Аврааму.
Хотя иногда его сложно читать, потому что мы, возможно, не знакомы с историей и социальными обычаями, которые в нем описываются, но все же Ветхий Завет является действительно уникальной историей, пересказывающей отношения Бога с еврейским народом и его роль в подготовке культурной и исторической платформы для появления Иисуса Христа.
Происхождение Нового Завета
Новый Завет, как и Ветхий, также является историей, поданной в разных книгах. Это история о жизни, служении, смерти, захоронении и воскрешении Иисуса Христа и последующем распространении Его учения Его последователями (апостолами), которые установили христианскую церковь в 1-м столетии. Прежде существовало много рукописей о жизни Иисуса, но «официальный», или «священный», канон Нового Завета состоит только из 27 книг. Немного позже я объясню, как они появились, а пока посмотрите, как они подразделяются:
Кроме евангелий (описания жизни Иисуса) и Деяний (история становления церкви), большинство других писем было написано церквям, чтобы научить и поддержать их в исповедовании христианской веры. Они дополнили и завершили истинное учение Христа.
Однако самый большой интерес для многих представляет то, как этот древний материал дошел до наших дней в этом объеме и на нашем языке?
Канон Нового Завета
Много книг было написано о жизни Иисуса, некоторые из них были написаны апостолами и их учениками. Как решалось, какие именно книги должны входить в Новый Завет? Книги, которые составляют Новый Завет, названы каноном – от греческого «измерительный стержень». Слово означало те вещи, которые измерялись при изучении. Другими словами, когда ранняя церковь исследовала весь материал, написанный об Иисусе, как решалось, что именно должно входить в Новый Завет? Как они составили 27 книг из сотен книг, писем, и т. д.?
Существовало три главных фактора, которые обусловили то, что ранняя церковь сформировала канон Нового Завета и сохранила его в единой книге. Вначале церковь не особо высоко ценила и заботилась о хранении писем апостолов и учеников.
- Апостолы жили в то время, когда писали много писем, так что не было крайней необходимости сохранять их.
- Существовало много письменного материала, и никто не задумывался о том, что нужно сберечь какую-то часть его.
- Они думали, что Иисус еще вернется, пока они живы; таким образом, не было потребности в сохранении материала для будущего.
Но вскоре определенные события заставили их начать собирать и сохранять учения Господа и апостолов:
A. Канон Маркиона – 140 г. нашей эры.
Он был лжеучителем, который отрицал весь Ветхий Завет, признавал только десять посланий Павла и часть евангелия от Луки и не принимал все остальные. Он начал популяризировать как официальный канон лишь только эту часть писаний, и, таким образом, ранняя церковь была вынуждена решить, какие из писем являются авторитетными, затем собрать их воедино и распространять. Это было сделано в 170 г. нашей эры.
B. Преследование.
При римском императоре Диоклетиане серьезным правонарушением считалось обладание любой копией христианских Священных Писаний. Возник вопрос: ради каких Священных Писаний стоило жертвовать жизнью? Много небогодухновенных, исторических книг были сожжены, и только самые драгоценные, наиболее признанные работы сохранены.
C. Кодекс.
Кодекс – это форма книги, выглядевшей как несколько страниц, скрепленных вместе, и пришедшей на смену свитку. Когда эта форма стала популярной, возник вопрос, какие именно книги должны быть объединены в один том. Результатом стало сохранение только тех книг, которые были приняты повсеместно.
Но главным вопросом для ранней церкви стал: «Какие книги являются священными?» Не было никаких встреч, на которых рассматривался бы весь материал и затем принималось решение относительно того, что является, а что не является священным. Напротив, ранняя церковь просто приняла те работы, которые уже признаны священными на протяжении столетий, но еще не были собраны и организованы в единое целое. Это было окончательно сделано в 367 г. н. э., и 27 книг, утвержденных Советом Карфагена позже в этом же столетии, с тех пор остались теми же, без единого изменения. Но в сборе книг для внесения в канон Нового Завета ранняя церковь руководствовалась определенными принципами:
A. Авторство
Если человек был вдохновлен Святым Духом, когда он говорил, – тогда его писания также считали богодухновенными. По этой причине писания апостолов были приняты в канон без замешательств. Также были приняты письмена людей, связанных с апостолами. Это
- Лука – так как он был связан с Павлом.
- Марк – так как он был связан с Петром.
- Иаков был назван братом Бога и Апостолом – Послание к Галатам 1:19.
Поэтому естественно, что евангелия, письма Павла, Петра, Иакова и Иоанна попали в канон.
B. Ценность книги
Иногда книге давали название, но ее содержание отнюдь не отвечало содержанию книги Нового Завета.
Многочисленные авторы, которые не были вдохновлены Святым Духом, пытались привлечь аудиторию, давая их книгам имена апостолов. Например – Деяния Петра (написанные не Петром).
Ученые говорят, что довольно легко отличить фальшивку от Священного Писания, если действительно читать материал.
Например, в Евангелие от Фомы Иисус делал воробьев из грязи, был раскритикован за то, что занимался этим в субботу (Шабат), и сказал «поднимитесь и улетайте», и птицы ожили и улетели. Другая история, когда он чудесным образом удлинил доску в мастерской Иосифа.
Иными словами, сравнивая письмена, довольно легко отличить реальное от фальшивок. В священных книгах прослеживается гармония мысли, замысла и стиля. В них не было никаких противоречий, они точны как исторически, так и теологически.
C. Распространение
Церковь не решала, какие книги были подходящими, а какие нет, – она просто утвердила и собрала те книги, которые были традиционно приняты всеми церквями, но никогда прежде не собирались в единое целое. Новые рукописи не вводились, канон составили только те послания и книги, которые уже были широко распространены и общеприняты после многих веков изучения и анализа. Канон был утвержден спустя 300 лет после того, как первые письмена начали распространяться. Мы также верим в то, что Сам Бог руководил процессом составления и сохранения Своего слова.
Переводы Нового Завета
Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке (большая его часть, и только некоторые небольшие части на арамейском языке). Но настало время, когда евреи не могли говорить на иврите из-за греческого влияния и, таким образом, был сделан перевод древнееврейского Ветхого Завета на греческий язык; Септуагинта (перевод семидесяти старцев). В эпоху Нового Завета люди говорили на арамейском языке, древнем языке Палестины. Однако книги и письма Нового Завета не написаны на этом языке – они написаны на общепринятой форме греческого языка (койне), который был универсальным языком того периода. Греческая форма оставалась стандартом, поскольку перевод делался с оригинала и распространялся на протяжении первых нескольких столетий.
Сегодня существует 5357 манускриптов разных частей Нового Завета на греческом языке, которые изучают ученые (больше, чем оригинальных греческих трагедий или рукописей Шекспира).
Со временем греческий был переведен на латынь и другие языки, но эти переводы всегда делались с оригинальных греческих рукописей. Не с греческого языка на латынь, затем на немецкий язык и затем на английский язык; всегда – только с греческого. Например: греческий – латынь; греческий – немецкий; греческий – английский; греческий – русский и т. д.
Латынь была языком западной части Римской империи, и с распространением христианства на запад от места его возникновения (где греческий язык был доминирующим) возникла новая версия Библии. В 404 г. н. э. новая латинская версия Библии была написана Иеронимом, одним из праотцев и учителей христианской церкви. Его перевод с греческого на латынь назвали латинской Вульгатой. Она стала общепринятой версией для изучения и церковного пользования в средневековье. Позднее были сделаны переводы на другие языки, которыми пользовались с 5-го по 14-ое столетие, включая готский, сирийский, славянский, английский, французский, немецкий, итальянский, а также испанский.
К 14-му столетию с приходом эпохи Ренессанса возобновился интерес к греко-римскому миру, его языкам и литературе. Это привело к тому, что греческий язык стали усиленно изучать. Новая тенденция привела к оживлению в изучении древнегреческого и древнееврейского языков, равно как и к тщательному исследованию самих древних библейских рукописей. Этому рвению в составлении новых версий Библии на других общепринятых языках, переведенных непосредственно с древнегреческого и библейского иврита, способствовало новое религиозное движение Реформации.
С изобретением печатной машины Гутенберга в 1436 году стало возможным выпускать массовые тиражи Библии на различных языках.
Интересно отметить, что самой первой книгой, которая была напечатана на новом изобретении Гутенберга, была латинская версия Библии Вульгата где-то между 1452 и 1456 годами. Эта Библия была названа 42-строчной, потому что на каждой странице помещалось ровно 42 строки. Издание сохранилось до наших дней, и его можно увидеть в Музее Гутенберга в Майнце (около Франкфурта), Германия.
Изобретение печатного станка помогло распространить Библию на различных языках во всем мире.
- Самый ранний известный английский перевод был сделан в 700 г. нашей эры. Латинская версия с английскими примечаниями между строками.
- Первый полный английский перевод был сделан в 1382 г. Джоном Виклифом, за что он был заключен в тюрьму.
- Автором первой печатной английской Библии был Уильям Тиндейл (1526 г.). Сегодня его имя носит большое религиозное издательство.
Было сделано много переводов, так как переводческая и археологическая науки развивались. Самым выдающимся переводом была Библия короля Иакова 1611 г., которая и стала самой читаемой версией для англоязычных верующих на много лет. Это до сих пор все еще самая популярная Библия.
В те годы появляется много других переводов (исправленное стандартное издание; англо-саксонская; новая американская стандартная версия; новая международная версия, новый живой перевод), и у каждого есть свой стиль.
- Исправленное стандартное издание – хороший перевод Ветхого Завета, но перевод Нового немного неуклюж.
- Англо-саксонский – лучший дословный перевод, но английский язык довольно сложный.
- Новая американская стандартная версия – самый точный и легко читаемый перевод оригинала.
- Новая международная версия – английский язык звучит хорошо, но некоторые находят эту версию слишком общей.
- Новый живой перевод – самая новая, использующая легко читаемый современный английский язык. Цель этого перевода состоит в том, чтобы передать наиболее точный смысл, используя сегодняшний английский язык.
Существует множество и других переводов, но эти – основные.
Библия утверждает
Итак, мы рассмотрели содержание Библии, то, каким образом она была написана и составлена, а также ее различные переводы. Осталось обсудить один заключительный пункт, а именно то, что утверждает Библия. Другими словами, что она говорит о себе? Очень просто. Библия утверждает, что она богодухновенна, говоря, что Бог – автор Библии, а люди просто написали то, что Он хотел, то есть они были движимы Его Духом. Библия говорит, что:
«Все Писание богодухновенно …»
- 2 Тим 3:16.
«…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым..»
- 2 Пет 1:20-21.
Это легко утверждать, но почему христиане верят утверждению, что Библия не просто книга, написанная хорошими и святыми людьми, – но фактически всецело вдохновлена Богом?
Тому есть много причин, но мы кратко рассмотрим три:
1. Ее способность выживать
Несмотря на все усилия дискредитировать ее учения и суждения разными правительствами, религиозными организациями, философами и скептиками на протяжении почти 2000 лет, Библия осталась нетронутой. И, несмотря на постоянные нападки, ее продолжают переводить, печатать, и она является наиболее читаемой книгой в мире на протяжении всей истории человечества. Конечно, нельзя ожидать меньшего от книги, которая говорит, что она пришла от Бога.
Еще одна причина, почему христиане считают Библию божественной книгой.
2. Ее уникальность
Одной из причин, почему много религий появляются и исчезают, есть то, что их учения продемонстрировали свою ложность или утратили значение в современном мире. Но христианство и Библия как его источник уникальна среди религиозных книг.
Ученые соглашаются, что она уникальна по своей глубине и проницательности по сравнению с любой другой светской или религиозной книгой.
- Уникальна в своем единстве – 66 книг, 1500 лет, которые потребовались, чтобы написать их, 40 различных авторов – все это совершенным образом сливается воедино и без каких-либо противоречий рассказывает одну и ту же неразрывную историю.
- Уникальна в своей универсальности, в том, что ее читают и наследуют в каждой культуре, трактуют любым языком, она отлично приспосабливается к каждому периоду времени – древнему или современному.
Только книга с Божественным источником может предъявить права на такие уникальные особенности.
Есть и другие причины верить утверждению Библии, что она вдохновлена Богом, но есть одна, последняя, которую я хотел бы затронуть в этом уроке.
3. Сбывшееся пророчество
Люди не могут точно предсказать будущие события. Способность делать это является признаком Божественной власти, а способность делать это постоянно – верное доказательство того, что это делает Бог. Библия содержит сотни таких пророчеств. События, люди, ситуации, описанные пророками, королями, учителями, которые сбывались годы или даже столетия спустя. Например – Исайя 44:28
«Который говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и храму: ты будешь основан!»
Исайя жил в 700 г. до н.э. Кир, царь, о котором он пишет, жил 100 лет спустя, и этот факт записан в истории. Пророк называет его по имени, указывает положение, которое он занимает, и описывает то, что он сделает. И все, что он сказал, случилось!
Например – Евангелие от Марка 10:32-34 – «Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».
Иисус предсказывает, кто осудит Его, как Он будет убит и через сколько дней Он воскреснет.
Точное предсказание и исполнение будущих событий – верный признак участия сверхъестественной силы. Только Бог может сделать это, и Он сделал это в Библии. Библия – единственная из святых или любых других книг, которая содержит пророчества, сбывшиеся в точности, – никакие другие книги или письмена других религий не могут похвастаться таким или претендовать на это. Если Библия на самом деле вдохновлена Богом, как она это утверждает, вы ожидали бы в ней найти все эти характерные признаки, которые возможны только благодаря Божественной силе.
Что ж, это был урок о содержании, истории и утверждениях Библии – книги, которую христиане используют как свой путеводитель.
- Должна ли Библия быть богодухновенной, чтобы иметь влияние? Почему?
- Что можно сказать людям, утверждающим, что книга, которой две тысячи лет, бесполезна для современного общества?
- Какой из доводов о сверхъестественном происхождении Библии является самым сильным? А какой – самым слабым? Почему?